Портовый контроль как инструмент противодействия непрофессионализму часть 1

on

Для капитанов портов, занимающихся, помимо других функ­ций, дипломированием моряков, проблема низкого уровня квалификации морских кадров командного состава хорошо известна. Соискатели на получение (повышение) диплома или его продление (при невозможности предъявить требующийся плавательный ценз), согласно положению о дипломировании, должны пройти тестирование в квалификационной комиссии капитана порта. Статистика показывает, что с первого раза успешного результата добиваются менее половины соискате­лей. Провальные результаты тестирования делятся примерно поровну между теоретической и практической подготовкой.

Вопросы, касающиеся теоретической подготовки морского командного состава, не хотелось бы рассматривать в данной статье — оставим их представителям системы высшего и средне­го морского образования, тем более что с позиции капитана порта на решение данных вопросов повлиять крайне трудно, если не сказать, что невозможно, хотя предложения есть. А вот в отношении влияния на уровень практических знаний моряков капитаны портов, безусловно, могут внести свою лепту. Для этого в их распоряжении есть такой инструмент — портовый контроль.

Если коснуться теоретических знаний моряков, то в общем можно сказать, что моряки перестали понимать: «почему корабль железный, а не тонет», «почему бывают приливы», «зачем судну грузовая марка», «кто такой Меркатор», а если говорить о прак­тике, то в тупик моряков ставят вопросы борьбы за живучесть судна, проведения сварочных работ на борту, корректуры карт и другие. Список таких вопросов просто бесконечен, а пробелы в знаниях навигации и астрономии просто вне конкуренции.

Складывается такое впечатление, что при соискательстве на получение диплома моряки делают ставку на набранный ценз, совершенно не принимая во внимание качество своих знаний и не оценивая свою готовность к следующей должности на судне. На этот счет существует хорошее изречение: «Сундук Нахимова всю жизнь проплавал, да так сундуком и остался».

Между тем на уровень практических знаний моряков, без­условно, могут влиять капитаны портов. Для этого в их рас­поряжении есть такой инструмент — портовый контроль. По­стараюсь далее пояснить связь между квалификацией моряков и портовым контролем.

Система управления безопасностью (СУБ) как средство для закрепления практических навыков Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) был применен в Российской Федерации как в отно­шении торговых судов валовой вместимостью более 500, так и в отношении рыболовных судов без ограничения по тоннажу. Таким образом, практически весь морской флот под флагом РФ подпадает под требования МКУБ.

Судоходные и рыболовецкие компании для осуществления своей деятельности в качестве одного из основных должны по­лучить Документ о соответствии компании (ДСК), доказав это соответствие аудиторам Российского морского регистра судоход­ства (РМРС) или Росрыболовства наличием в компании и на ее судах действующей системы управления безопасностью (СУБ). Суда компании после освидетельствования получают Свидетель­ство по управлению безопасностью. Основными критериями оценки действия СУБ являются документальное подтверждение выполнения процедур и систематичность их выполнения.

Оставьте комментарий