Новый Закон Украины «О высшем образовании».
С сентября 2014 года вступил в силу новый Закон Украины «О высшем образовании». Закон вводит целый ряд существенных изменений в систему высшего образования, направленных на сближение с Европейским пространством высшего образования и обеспечения качества.
Одним из наиболее значимых нововведений является изменение в структуре степеней высшего образования. В частности, Закон предполагает прекращение в ближайшем будущем подготовки выпускников с присвоением степени «специалист» и степени «младший специалист». Последний набор на такие программы планируется в 2016 году. В целом новый Закон устанавливает следующую иерархию степеней высшего образования: младший бакалавр, бакалавр, магистр (профессиональной или научной направленности), доктор философии, доктор наук. При этом Закон предусматривает для степени бакалавра достижение результатов обучения, которые предполагают способность к управлению сложными техническими действиями или проектами, управление группами людей и их профессиональным развитием. Ранее такие результаты обучения предусматривались для степени «специалист». Следует ожидать, что степень бакалавра станет на рынке труда наиболее распространенной (основной) степенью для выпускников, занимающихся профессиональной «неакадемической» деятельностью. Фактически выпускники со степенью бакалавра должны будут занимать на рынке труда позиции, которые ранее занимались в основном выпускниками со степенью «специалист».
На сегодняшний день степень бакалавра является в Украине «базовой» степенью высшего образования, которая позволяет выпускникам «достигать сертификатов компетентности» уровня эксплуатации Кодекса ПДНВ, а также позволяет поступать на программы следующего цикла высшего образования и развивать карьеру морского офицера до уровня управления Кодекса ПДНВ.
С учетом сложившейся в Украине традиционной системы подготовки и дипломирования моряков, наиболее соответствующими стандартам компетентности уровней эксплуатации и управления Кодекса ПДНВ в новой структуре высшего образования можно считать степени бакалавра и магистра. Однако, следует ожидать, что многие выпускники, строящие свою карьеру как морские офицеры, не будут продолжать обучение на втором цикле высшего образования (обучение по магистерским программам). Скорее всего, для таких выпускников степень бакалавра станет их высшей (финальной) степенью высшего образования, однако они могут претендовать на максимально возможное развитие своей профессиональной морской карьеры.
Система подготовки и дипломирования моряков должна реагировать на такие изменения в структуре высшего образования и должна предусматривать возможность достижения бакалаврами последующих квалификаций и дипломов (сертификатов компетентности) высшего уровня (капитана и старшего механика).
Предложения по стандартам дипломирования.
Вследствие изменений в структуре высшего образования в национальные правила дипломирования моряков также должны быть внесены поправки. Новые правила должны предусматривать, как и ранее, целостную структуру подготовки и дипломирования моряков, базирующуюся на морских высших учебных заведениях, а также возможность постепенного достижения морскими офицерами новых компетентностей и соответствующих новых квалификаций. Скорее всего, будущие Правила не будут предполагать обязательность степени магистра для достижения сертификата компетентности на уровне управления Кодекса ПДНВ. В то же время необходимые для старших офицеров результаты обучения и уровень компетентности не могут быть достигнуты в рамках только бакалаврской программы, которая ведет к сертификату компетентности на уровне эксплуатации.
Новым подходом к обеспечению надлежащего уровня компетентности морских офицеров должны стать программы повышения квалификации, которые должны реализовываться на базе морских высших учебных заведений. Такие программы должны обязательно предшествовать присвоению звания, соответствующего уровню управления Кодекса ПДНВ. Эти программы должны иметь достаточный для приобретения необходимых знаний и понимания объем теоретической подготовки, но могут ориентироваться только на профессиональные компетентности и не вести к новой степени высшего образования.
Предлагаемая система подготовки и дипломирования может быть иллюстрирована диаграммами. На диаграммах отображено возможное развитие карьеры для палубных офицеров и судовых механиков. Первый диплом (сертификат компетентности) вахтенного офицера (в соответствии с правилом 11/1 или 111/1 Конвенции ПДНВ) может быть получен после окончания бакалаврской программы и 12-месячной практической подготовки. Для получения диплома (сертификата компетентности) следующей ступени в соответствии с правилом II/2 или Ш/2 Конвенции ПДНВ (старшего помощника капитана или второго механика) необходим 18-месячный стаж плавания (национальные требования), а также предполагается обязательное окончание соответствующей магистерской программы или расширенной программы повышения квалификации и экзамен в государственной квалификационной комиссии. Для достижения диплома (сертификата компетентности) капитана или старшего механика в соответствии с правилом II/2 или Ш/2 Конвенции ПДНВ необходим 18-месячный стаж плавания (национальные требования) на предшествующей позиции уровня управления и соответствующий экзамен в государственной квалификационной комиссии. Предлагаемая схема, как и в настоящее время, предусматривает обязательное обучение по краткосрочным программам повышения квалификации. Такая схема организации подготовки и сертификации морских офицеров позволит адаптироваться к новому Закону Украины «О высшем образовании», сохранить все положительные качества национальной системы подготовки и обеспечить высокий уровень компетентности моряков и безопасности мореплавания.
Перспективы развития морского образования в Украине.
Опыт развития морского образования и подготовки моряков в Украине за последнее десятилетие показал, что украинские моряки, прежде всего офицеры, успешно конкурируют на международном рынке труда. Растет привлекательность морской профессии для молодежи, увеличивается количество украинских моряков на мировом флоте, развиваются высшие учебные заведения, тренажерные центры, расширяется рынок услуг по трудоустройству моряков. Такая динамика развития стала возможной благодаря взаимодействию судоходных компаний, крюинговых компаний и кадровых агентств с учебными заведениями. Ключевым звеном в этом сотрудничестве являются «кадетские программы», обеспечивающие практическую подготовку курсантов на борту. Не менее важным является развитие материальной базы учебных заведений с помощью судоходных и крюинговых компаний. За последние годы значительную помощь Одесской национальной морской академии оказали компании У Ships, MSC Ship Management, OSM, Bernhard Schulte Shipmanagement, Mitsui O.S.K. Lines, Nordic Hamburg и другие. Инвестиции в людей способны обеспечить эффективность и безопасность судоходства. Только совместными усилиями можно вооружить выпускников соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного старта и дальнейшего карьерного роста.