Морское образование и подготовка моряков в Украине (часть 2)

on

Новый Закон Украины «О высшем образовании».

С сентября 2014 года вступил в силу новый Закон Украины «О высшем образовании». Закон вводит целый ряд существенных изменений в систему высшего обра­зования, направленных на сближение с Европейским пространством высшего образования и обеспечения качества.

Одним из наиболее значимых нововведений является изменение в структуре степеней высшего образования. В частности, Закон предпо­лагает прекращение в ближайшем будущем подготовки выпускников с присвоением степени «специалист» и степени «младший специалист». Последний набор на такие программы планируется в 2016 году. В целом новый Закон устанавливает следующую иерархию степеней высшего образования: младший бакалавр, бакалавр, магистр (профессиональной или научной направленности), доктор философии, доктор наук. При этом Закон предусматривает для степени бакалавра достижение ре­зультатов обучения, которые предполагают способность к управлению сложными техническими действиями или проектами, управление груп­пами людей и их профессиональным развитием. Ранее такие резуль­таты обучения предусматривались для степени «специалист». Следует ожидать, что степень бакалавра станет на рынке труда наиболее рас­пространенной (основной) степенью для выпускников, занимающихся профессиональной «неакадемической» деятельностью. Фактически выпускники со степенью бакалавра должны будут занимать на рынке труда позиции, которые ранее занимались в основном выпускниками со степенью «специалист».

На сегодняшний день степень бакалавра является в Украине «базо­вой» степенью высшего образования, которая позволяет выпускникам «достигать сертификатов компетентности» уровня эксплуатации Ко­декса ПДНВ, а также позволяет поступать на программы следующего цикла высшего образования и развивать карьеру морского офицера до уровня управления Кодекса ПДНВ.

С учетом сложившейся в Украине традиционной системы подго­товки и дипломирования моряков, наиболее соответствующими стан­дартам компетентности уровней эксплуатации и управления Кодекса ПДНВ в новой структуре высшего образования можно считать степени бакалавра и магистра. Однако, следует ожидать, что многие выпуск­ники, строящие свою карьеру как морские офицеры, не будут про­должать обучение на втором цикле высшего образования (обучение по магистерским программам). Скорее всего, для таких выпускников степень бакалавра станет их высшей (финальной) степенью высшего образования, однако они могут претендовать на максимально возмож­ное развитие своей профессиональной морской карьеры.

Система подготовки и дипломирования моряков должна реагиро­вать на такие изменения в структуре высшего образования и должна предусматривать возможность достижения бакалаврами последующих квалификаций и дипломов (сертификатов компетентности) высшего уровня (капитана и старшего механика).

Предложения по стандартам дипломирования.

Вследствие измене­ний в структуре высшего образования в национальные правила дипломирования моряков также должны быть внесены поправки. Новые правила должны предусматривать, как и ранее, целостную структуру подготовки и дипломирования моряков, базирующуюся на морских высших учебных заведениях, а также возможность постепенного до­стижения морскими офицерами новых компетентностей и соответ­ствующих новых квалификаций. Скорее всего, будущие Правила не будут предполагать обязательность степени магистра для достижения сертификата компетентности на уровне управления Кодекса ПДНВ. В то же время необходимые для старших офицеров результаты обучения и уровень компетентности не могут быть достигнуты в рамках только бакалаврской программы, которая ведет к сертификату компетентности на уровне эксплуатации.

Новым подходом к обеспечению надлежащего уровня компетентно­сти морских офицеров должны стать программы повышения квалифи­кации, которые должны реализовываться на базе морских высших учеб­ных заведений. Такие программы должны обязательно предшествовать присвоению звания, соответствующего уровню управления Кодекса ПДНВ. Эти программы должны иметь достаточный для приобретения необходимых знаний и понимания объем теоретической подготовки, но могут ориентироваться только на профессиональные компетентности и не вести к новой степени высшего образования.

IMG_1540.jpg

Предлагаемая система подготовки и дипломирования может быть иллюстрирована диаграммами. На диаграммах отображено возможное развитие карьеры для палубных офицеров и судовых ме­хаников. Первый диплом (сертификат компетентности) вахтенного офицера (в соответствии с правилом 11/1 или 111/1 Конвенции ПДНВ) может быть получен после окончания бакалаврской программы и 12-месячной практической подготовки. Для получения диплома (сер­тификата компетентности) следующей ступени в соответствии с пра­вилом II/2 или Ш/2 Конвенции ПДНВ (старшего помощника капитана или второго механика) необходим 18-месячный стаж плавания (на­циональные требования), а также предполагается обязательное окон­чание соответствующей магистерской программы или расширенной программы повышения квалификации и экзамен в государственной квалификационной комиссии. Для достижения диплома (сертификата компетентности) капитана или старшего механика в соответствии с правилом II/2 или Ш/2 Конвенции ПДНВ необходим 18-месячный стаж плавания (национальные требования) на предшествующей пози­ции уровня управления и соответствующий экзамен в государственной квалификационной комиссии. Предлагаемая схема, как и в настоящее время, предусматривает обязательное обучение по краткосрочным про­граммам повышения квалификации. Такая схема организации под­готовки и сертификации морских офицеров позволит адаптироваться к новому Закону Украины «О высшем образовании», сохранить все положительные качества национальной системы подготовки и обе­спечить высокий уровень компетентности моряков и безопасности мореплавания.

Перспективы развития морского образования в Украине.

Опыт раз­вития морского образования и подготовки моряков в Украине за по­следнее десятилетие показал, что украинские моряки, прежде всего офицеры, успешно конкурируют на международном рынке труда. Растет привлекательность морской профессии для молодежи, увели­чивается количество украинских моряков на мировом флоте, развива­ются высшие учебные заведения, тренажерные центры, расширяется рынок услуг по трудоустройству моряков. Такая динамика развития стала возможной благодаря взаимодействию судоходных компаний, крюинговых компаний и кадровых агентств с учебными заведения­ми. Ключевым звеном в этом сотрудничестве являются «кадетские программы», обеспечивающие практическую подготовку курсантов на борту. Не менее важным является развитие материальной базы учебных заведений с помощью судоходных и крюинговых компаний. За последние годы значительную помощь Одесской национальной морской академии оказали компании У Ships, MSC Ship Management, OSM, Bernhard Schulte Shipmanagement, Mitsui O.S.K. Lines, Nordic Ham­burg и другие. Инвестиции в людей способны обеспечить эффектив­ность и безопасность судоходства. Только совместными усилиями можно вооружить выпускников соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного старта и дальнейшего карьерного роста.

Оставьте комментарий