Морское образование и подготовка моряков в Украине (часть 1)

on

Ситуация на глобальном рынке мор­ских перевозок и рынке морского труда.

На протяжении последних десятиле­тий население нашей планеты про­должает неуклонно расти. За период с 1960 по 2015 годы население Земли выросло в 2,4 раза и на начало 2015 года превысило 7,2 млрд человек, в течение 2015 года оно увеличилось на 83 млн человек. Ежегодный прирост населения за этот период колебался в диапазоне от 1,11 до 2,11 процента и в 2014 году составил 1,13 процента. Рост населения планеты является одним из основных факторов увеличения объемов мировой торговли. Су­доходство обеспечивает международную торговлю и мировую экономику в качестве наиболее эффективного, безопасного и экологичного средства перевозки грузов в глобальном масштабе. В соответствии с информацией Международной морской организации морской транспорт обеспечивает около 80 процентов всех глобальных перевозок. За 2013 год объем пере­возок морем возрос на 3,8 процента и составил приблизительно 9,6 млрд тонн. Несмотря на периодические кризисные явления в экономике за период с 1990 до 2015 года мировой объем внешней торговли вырос более чем в три раза, а морской торговли в 2,4 раза . После годового роста на 4,1 процента в 2013 году, дедвейт мирового флота достиг в общей слож­ности 1,69 миллиарда тонн в январе 2014 года. На балкеры приходится 42,9 процента от общего тоннажа, нефтяные танкеры — 28,5 процента и контейнеровозы — 12,8 процента.

В соответствии с опубликованным 11 июня 2014 года годовым от­четом Manning 2014 Annual Report существующая в настоящее время ситуация с нехваткой офицерского состава среди моряков, по прогно­зам, ухудшится, а риски влияют на прибыль перевозчиков. Владельцы и менеджеры нуждаются в моряках, они хотят опыта, знаний и качества. Тем не менее они не имеют ресурсов для финансирования существенного роста заработной платы. В последние годы владельцы и менеджеры были в значительной степени сосредоточены на низких фрахтовых ставках, которые приводили к низкой прибыли. Расходы на оплату труда стали естественной мишенью для сокращения расходов, будучи самой большой составляющей в судовых эксплуатационных расходах. Набор офицеров направлен на поиск источников поставки с наименьшими затратами. По оценкам Drewry, в настоящее время предложение по офицерскому составу составляет 610 000 при дефиците 19 000 сотрудников. Этот де­фицит, по прогнозам, вырастет до 21 700 к 2018 году, учитывая, что по­требность составит дополнительно 38 500 офицеров к этому времени. «В то время как заработная плата рядового состава (экипажа), как правило, следует стандартным условиям Международной федерации работников транспорта (ITF), заработок офицеров в большей степени определяется рынком», — пояснил управляющий директор Drewry Nigel Gardiner. «Рас­ходы на рабочую силу подпадают под новое повышенное давление с целью «выжимать» прибыль, так как владельцы не в состоянии поднять фрахтовые ставки выше». Следует иметь в виду, что большинство моря­ков получает зарплату в долларах США. При пересчете в национальную валюту доходы моряков, как правило, хорошо сравнивать с другими профессиями. Нехватка офицеров остается актуальной, особенно среди старших инженерных кадров и для специализированных судов, таких как танкеры «LNG», предупредил Gardiner .

Международная морская организация объявила «Морское образование и подготовку» темой Международного дня моря в 2015 году. «Эффективные стандарты обучения остаются основой для надежной и безопасной судо­ходной отрасли, которая нуждается в сохранении качества, практических навыков и компетенции квалифицированных человеческих ресурсов», —сказал Генеральный секретарь IMO господин Sekimizu, добавив, что темой Всемирного дня моря в 2015 году предоставляется возможность подчеркнуть важность для всех, не только в судоходной отрасли, того, чтобы было достаточным количество и качество морского образования и подготовки кадров для удовлетворения потребностей сектора, в настоящее время и в будущем. Без качественной рабочей силы, мотивированных, обученных и квалифицированных моряков, соответствующим междуна­родным стандартам, морская индустрия не может развиваться.

Роль Украины в кадровом обеспечении глобальных морских перевозок.

По данным BIMCO/ISF и Drewry, Украина входит в пятерку мировых лидеров по количеству офицеров на мировом рынке труда . Зна­чительное количество ведущих судоходных компаний мира имеют свои представительства, кадровые агентства в Украине, прежде всего, в Одес­се. Деятельностью, связанной с трудоустройством моряков, в Украине занимаются более 300 компаний. Подавляющее количество украинских моряков работает в иностранных судоходных компаниях. В соответствии с информацией, предоставленной Инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков Украины, по состоянию на март 2015 года в Государственном реестре документов моряков Украины зарегистрирова­но 88 260 (в марте 2013 года — 79 712) действующих дипломов (сертифи­катов компетентности), выданных командному Составу, и 132 790 (в марте 2013 года — 110 978) сертификатов, выданных рядовому составу. Общее количество сертификатов командного и рядового состава, выданных морякам в Украине, составляет 221 050 (в марте 2013 года — 190 699). Кроме того, дополнительно в реестре зарегистрированы сертификаты 4500 офицеров портового флота и 33 300 сертификатов моряков разных профессий (кроме квалифицированных матросов и мотористов). При этом следует учитывать, что один моряк может иметь более одного ди­плома или сертификата, например, сертификаты вахтенного механика и электротехнического офицера или матроса и моториста одновременно.

Профессия моряка в Украине является престижной и финансово привлекательной. Средняя заработная плата в Украине по состоянию на начало 2014 года составляла около 400 долларов США в месяц, по состоянию на начало 2015 года — около 200 долларов США в месяц. За­работная плата моряков обычно зафиксирована контрактами в долларах США или в евро, поэтому девальвация национальной валюты Украины не ударила по морякам, а сделала работу в море еще больше мотивированной. Следует отметить, что более половины курсантов, обучающихся в морских учебных заведениях, обучаются бесплатно за счет средств государственного бюджета. Для граждан Украины, которые сами оплачивают свое обучение, стоимость обучения в национальной валюте увеличилась в соответствии с официальным индексом инфляции за 2014 год (24,9 процента), однако в валютном эквиваленте — существенно уменьшилась.

Система образования и дипломирования моряков сегодня.

Система подготовки и дипломирования моряков в Украине приведена в полное соответствие с требованиями Конвенции ПДНВ и Кодекса ПДНВ с учетом Манильских поправок. В частности, программы подготовки, реализующие стандарты компетентности уровней эксплуатации и уровня управления новой редакции Кодекса ПДНВ, реализуются в морских высших учебных заведениях, начиная с 2012 года.

Подготовку специалистов по плавательным специальностям в соот­ветствии с требованиями Конвенции и Кодекса ПДНВ в Украине ведут 7 высших учебных заведений (и их структурные подразделения), в том числе: Национальный университет «Одесская морская академия» (НУ ОМА, ранее Одесская национальная морская академия), в состав которого входят: Азовский морской институт (в городе Мариуполь), Измаильский факультет, Мореходный колледж технического флота и Мореходное учи­лище имени А. И. Маринеско в Одессе, Академия военно-морских сил имени П. С. Нахимова (АВМС), которая базировалась в городе Севастополь, преобразована в факультет военно-морских сил НУ ОМА в Одессе;Херсонская государственная морская академия (ХГМА), в состав которой входит Морской колледж;Киевская государственная академия водного транспорта имени гетьма­на Петра Конашевича-Сагайдачного (КГАВТ), в состав которой входят структурные подразделения в городах Измаиле, Николаеве;Национальный университет кораблестроения (НУК), город Нико­лаев, машиностроительный институт (только судомеханическая специ­альность);Одесский национальный морской университет (ОНМУ), судомеха­нический факультет (только судомеханическая специальность);Одесское мореходное училище рыбной промышленности (ОМУ РП); Херсонское мореходное училище рыбной промышленности (ХМУ РП). Морской администрацией Украины в лице Министерства инфра­структуры также одобрено 42 учебно-тренажерных центра, которые оказывают услуги по курсовой подготовке моряков в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и Кодекса ПДНВ. Все морские учебные заведения Украины внедрили систему управления качеством в соответ­ствии со стандартом ISO 9001:2008.

Сегодня Украина входит в «белый список» Международной мор­ской организации государств, в которых в полном объеме выполня­ются требования Конвенции и Кодекса ПДНВ. Подписаны меморан­думы о признании дипломов (сертификатов) моряков Украины с 53 государствами-членами Международной морской организации в соответствии с правилом 1/10 Конвенции ПДНВ. Кроме того, система под­готовки и дипломирования моряков в Украине одобрена Европейской Комиссией на основании результатов периодических инспекций, про­водимых Европейским агентством по безопасности на море (EMSA) на соответствие требованиям Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза.

Характерная особенность украинской системы подготовки и дипломи­рования моряков — обязательность наличия «образовательной» степени (degree), полученной в результате успешного окончания формальной обра­зовательной программы, для получения определенного диплома на право занятия командной должности на судне. В Украине действуют специаль­ные правила, которые определяют порядок присвоения званий морякам. На сегодняшний день полномочия по утверждению этих правил даны Ми­нистерству инфраструктуры Украины. В соответствии с этими правилами получение дипломов (сертификатов компетентности), соответствующих уровню эксплуатации или уровню управления Кодекса ПДНВ, возможно только при достижении соответствующей степени высшего образования. Программы морского высшего образования обеспечивают реализацию модельных курсов IMO, а также включают в себя необходимую практи­ческую подготовку как обязательную компоненту.

Программы морского образования объединяют как компоненты, которые ведут к приобретению требуемых профессиональных умений, таки компоненты, которые обеспечивают знания и понимание основ соответствующих наук, понимание принципов действия оборудования и технологических процессов, развитие познавательных навыков. Благодаря этому достигается высокий уровень компетентности украин­ских моряков и формируются способности к «владению ситуациями» и принятию решений в непредвиденных ситуациях и в условиях огра­ниченных ресурсов. Общая структура программы подготовки морских офицеров приведена на рис. 1.

ававав

Соответственно, подготовка офицеров осуществляется в морских высших учебных заведениях. Подготовка базируется на государствен­ных и отраслевых стандартах высшего образования, которые сформи­рованы с учетом всех требований Конвенции ПДНВ и Кодекса ПДНВ.

Методическое сопровождение подготовки морских офицеров осу­ществляется Методологической комиссией по морскому и речному транспорту. Комиссия занимается разработкой и усовершенствованием отраслевых стандартов подготовки, выработкой рекомендаций в части имплементации стандартов Международной морской организации, организацией взаимодействия морских высших учебных заведений с Морской администрацией. Контроль за деятельностью морских учеб­ных заведений осуществляется Министерством образования и науки Украины, Государственной инспекцией учебных заведений Украины, а также Морской администрацией. Присвоение выпускникам морских высших учебных заведений званий лиц командного состава морских судов, дающих право на получение дипломов (сертификатов компетент­ности) уровня эксплуатации Кодекса ПДНВ, производится внешними квалификационными комиссиями, которые формируются Инспекцией по подготовке и дипломированию моряков, которая входит в сферу управления Министерства инфраструктуры Украины.

Оставьте комментарий